Вы здесь:

Сенсорное воспитание детей

Сенсорное воспитание детей
Вводный текст: 

Все предметы имеют цвет, форму и размер. Некоторые из них пахнут, а иные могут издавать звуки. И все запахи и звуки разные. Как отличить запах ландыша от запаха розы? Как звенит колокольчик, а как поет птица? Если человек хорошо отличает одно от другого, он легко ориентируется в окружающем мире, может приспособиться к разным условиям и найти выход из разных ситуаций. Обучение детей способам познания окружающего мира через данные человеку органы чувств – это и есть сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание начинается с первых дней жизни ребенка. Малыш трогает руками погремушку, гладит материнскую грудь. Знакомые запахи его успокаивают, а незнакомые – тревожат. Он еще не осознает, чем один запах отличается от другого, но великолепно их чувствует. Задача родителей на этом этапе – не мешать малышу. Не стоит закрывать ребенку ручки или туго его пеленать, кроме тех случаев, когда вы идете на прогулку. Пусть трогает погремушку, учится отличать один цвет от другого, слушает, как звучат разные игрушки.

Как только малыш чуть-чуть подрастет, развивать его сенсорные навыки можно уже целенаправленно. Вы все равно показываете ему разные предметы и говорите, как они называются. Даже полугодовалому малышу можно сказать: "Посмотри, вот это зеленый шарик, а там – красный". И пусть он не сразу запомнит названия. Но различать игрушки по цвету научится очень быстро. Давайте малышу слушать, как звучат разные предметы. Можно купить звучащие игрушки – барабан, дудочку, шарманку. Детям они обычно нравятся. К тому же такие игрушки дадут возможность развивать не только слух, но и внимание. Где звучит? Громко или тихо? Обязательно проговаривайте, что же именно вы делаете с предметами.

Золотое время для сенсорного воспитания наступает, когда малыш начинает говорить. Несложные пирамидки и пластмассовые кубики должны появиться в доме, едва ребенок достигнет года. Какой формы этот предмет? Большой он или маленький? Как их сравнить? На втором году жизни дети постепенно начинают справляться с подобными заданиями. Полуторагодовалый ребенок при целенаправленных занятиях может даже сравнить по величине несколько предметов – красный кубик больше зеленого, а зеленый – больше, чем синий. Конечно, малыш может ошибаться. Не надо его за это ругать. Просто поправьте, и он с удовольствием повторит. Отличным подспорьем становятся всевозможные пирамидки. Ребенок учится сравнивать несколько колечек и располагать их в определенном порядке, от самого большого до самого маленького. Существуют и пирамидки, похожие по форме, но разного цвета. Купите несколько таких. Малыш будет учиться сравнивать предметы по двум параметрам сразу. Помните только, что маленький ребенок не может одновременно охватить вниманием много предметов.

Очень хорошо помогает развитию сенсорики всевозможный строительный материал. Тут есть одно простое правило: чем меньше ребенок – тем крупнее должны быть кубики. Детям до трех лет вообще лучше покупать не кубики, а строительные модули, соизмеримые с ростом ребенка. Они должны быть разной формы и разного цвета. В играх с ребенком называйте форму предмета – вот это кубик, а это кирпичик. И не забудьте назвать цвет. Малыш впитывает новые знания, как губка, и чем больше он знает об окружающих его предметах – тем быстрее идет его развитие.

В три года ребенок уже должен знать четыре основных цвета, несколько наиболее распространенных форм, сравнивать три-четыре предмета по величине и уметь без помощи взрослого расположить их в заданном порядке. Для детей от четырех лет существуют всевозможные вкладыши, простенькие конструкторы, мозаики. Правда, мелкую мозаику пока покупать рановато, она еще опасна. Лучше всего подойдет магнитная мозаика из геометрических форм.

Четырехлетние дети уже с удовольствием рисуют и лепят. Это тоже средство для развития сенсорики. Ребенок учится анализировать предметы, определяя, из каких геометрических форм они состоят. В этом возрасте вполне доступны названия шести цветов и более сложные геометрические формы.

Ребенок в пять лет может уже не только различать предметы по цвету, форме и размеру, но и самостоятельно определять способы их сравнения. Можно сказать, какого цвета предмет, если ты взял его с закрытыми глазами? А какой он формы? А из какого материала сделан? Постарайтесь использовать подобные упражнения с разными предметами. В уголке у ребенка этого возраста обязательно должны находиться краски, пластилин, более серьезные, чем раньше, конструкторы и мозаики. От родителей требуется научить ребенка пользоваться красками и пластилином так, чтобы не было беспорядка. Можно использовать и самоделки – например, сделать вместе с ребенком альбом с образцами различных материалов. Эта ткань гладкая на ощупь, а это – шершавая. У этого камня есть прожилки, а этот – монотонный.

Шести-семилетний ребенок – уже почти школьник. А это значит, что ему доступны достаточно сложные понятия и способы действия. Он отлично различает оттенки цветов, громкость звука, может определить, чем один треугольник отличается от другого. Вне зависимости от того, ходит ребенок в садик или нет, уделяйте сенсорному воспитанию как можно больше внимания. Тем более что это не требует ни дополнительного времени, ни особых усилий. Сравнивать предметы можно где угодно. Даже когда вы просто ведете ребенка из садика домой, вам на пути попадаются разные деревья, разные машины, люди в разной одежде. И нужно только обратить на это внимание.