Вы здесь:

Конструирование в детском саду

Конструирование в детском саду
Вводный текст: 

Маленький ребенок — инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Если попытаться соотнести сложность задач, которые каждую минуту решает маленький человек, с его силами, знаниями и возможностями — получится, что задачи эти нисколько не легче, нежели те, которые решает профессиональный архитектор или судент старшего курса технического вуза. Маожет быть, малыш инстинктивно чувствует, насколько конструирование помогает ему развиваться?

В детском саду дети конструируют, начиная с самого нежного возраста. Уже в первой младшей группе проводятся занятия со строительным материалом. Именно строительный конструктор является основным материалом для занятий конструированием в младшем дошкольном возрасте. Для этого в каждой группе есть такой набор. Детали строительного набора, предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко выраженными формами. Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины, треугольные призмы, цилиндры. Дети третьего года жизни могут не знать всех названий, но хорошо различают детали по форме и по размеру. На этом этапе задания по конструированию включают в себя самые элементарные действия. Малышу предлагается поставить на кубик «крышу» - получится домик. На следующем занятии можно построить двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и украсив всю конструкцию крышей. Из нескольких пластин можно построить дорожку, а из двух-трех кубиков — кукольную мебель. Каждая постройка обязательно обыгрывается. На диванчике может посидеть кукла, а по дорожке проедет машина. Игровая цель ребенку этого возраста понятнее, чем какая-либо другая.

Новый материал для конструирования, который стал популярным в последние десятилетия — мягкие модули. Как правило, из них дети конструируют в свободное от занятий время.

Во второй младшей группе дети делают более сложные постройки. И детали становятся разнообразными. Добавляются окна, двери. Дети строят дома и мебель с перекрытиями. Например, если поставить четыре цилиндра, а на них положить пластину — получится кровать. Трехлетки учатся использовать детали по-разному. Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально, получится не дорожка, а забор. Задача взрослого на этом этапе — подсказывать детям разные способы действия с деталями. Обыграть постройку необходимо, но сделать это уже можно более сложным способом. Например, «посадить» вдоль дорожки деревья. Около дверей домика можно посадить собачку, а для машины сделать гараж с открывающимися дверями. Расширяется и возможность выбора. Взрослый готовит не только обязательные для использования детали, но и дополнительные, причем нескольких видов. Ребенок должен получить определенные навыки, но дополнить постройку он может по своему усмотрению. В этом возрасте уже широко применяется конструктор Lego или родственные ему наборы. С такими конструкторами дети чаще играют вне занятий. Необходимо, чтобы детали были достаточно крупными. Лучше, если коллективная постройка может постоять несколько часов после занятия, тчобы все дети могли ее рассмотреть и обыграть.

Начиная с младшей группы, дети конструируют и из бумаги, и из природного материала. Как правило, такие поделки они делают с помощью взрослых, поскольку только осваивают несложные способы работы с этими материалами.

Ребенку четырех лет уже можно дать конструктор с более сложными креплениями. Это может быть, например, несложный набор из металлических деталей, которые скрепляются винтами. Занятия со строительным материалом продолжаются. Материал берется как крупный, так и мелкий. Детям понятны и коллективные работы. Каждый может построить домик для своей игрушки. Но можно сделать всем вместе и красивый город. Расширяется и спектр приемов, которые использует педагог. Если в первой и второй младших группах основными методическими приемами были образец и показ, то дети четырех лет уже могут создавать несложные постройки по картинке. Таким образом они учатся соотносить плоскостное и объемное изображения. Сначала картинки должны быть предельно реалистичными. Это могут быть хорошо и понятно выполненные рисунки или фотографии.

В старшей и подготовительной группах особое значение приобретает конструирование из бумаги и природного материала. Дети уже достаточно хорошо владеют приемами работы с самыми разными материалами. Поэтому большое внимание уделяется развитию воображения и фантазии. Конструирование по замыслу проводится значительно чаще, чем в младших группах. Оригами, бумажная пластика, изготовление поделок из желудей, веточек, шишек — все это доступно детям 6-7 лет. Природный материал можно собрать вместе с детьми на прогулке или попросить родителей его принести. Довольно часто педагог дает задание сделать поделки вместе с родителями дома. В детском саду можно устраивать целые выставки детских работ.

Меняется и методика обучения. Больше внимания уделяется словесным приемам, а если постройка создается по плоскостному изображению — можно использовать не только рисунок или фотографию, но и схему. В старшем дошкольном возрасте дети делают поделки не только для игры, но и для украшения группы или дома. В группе всегда должны быть не только кубики, подготовленная бумага и природный материал, но и различные коробки, бутылки из-под шампуня, пластмассовые баночки, трубочки для коктейля, кусочки ткани для того, чтобы дети могли конструировать и в свободное от занятий время.

На занятиях по конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги уделяют такое внимание этому виду изобразительного творчества и организуют его не только на занятиях но и в часы, отведенные для свободной деятельности.