Вы здесь:

Надо ли наказывать ребенка?

Надо ли наказывать ребенка?
Вводный текст: 

Наказание, как и поощрение - неотъемлемая часть в воспитании детей. Другое дело, какая мера этого наказания. Некоторые родители полагают, что наказать, значит непременно применить силу, что недопустимо.

Телесное наказание ребенка способно не только испортить его характер, но и доверительное отношение к родителям, и следующий свой проступок он постарается тщательно скрыть. Всем детям свойственно совершать разные действия, на которые должна быть объективная реакция взрослых. Если хорошее поощряется, то плохое не должно быть безнаказанными. Именно в таком воспитательном процессе ребенок учится различать хорошее от плохого.

Маленькие дети очень тонко чувствуют интонацию родителей и способны уловить гнев и одобрение. Именно с помощью эмоций взрослых идет первое понимание своих действий, за которые могут быть не только поощрение, но и наказание.

Наказание должно быть:

1. Объективным. Прежде чем наказывать, необходимо выяснить - обоснованно оно будет или нет. Интеллект ребенка и его словарный запас еще не способны выразить свои действия и, следовательно, в полной мере оправдать себя, либо признать виновным. И в таком случае наказание может быть незаслуженным.

2. Четко сформулированным. Одних эмоций не достаточно, чтобы выразить свое недовольство поступком. Необходимо проговорить, что именно не так в содеянном поступке. И очень важно добиться обратной связи с ребенком, чтобы выяснить причину его поведения, иначе проблема останется нерешенной в его детском сознании.

3. Своевременным. Не стоит дожидаться череды одинаково плохих поступков, чтобы, наконец, применить наказание. В этом случае у ребенка может сформироваться ошибочное мнение, что наказания можно избежать.

4. Адекватным. Психологическое воздействие путем сравнения «плохого ребенка» с «хорошими детьми» способно сформировать в будущем комплекс неполноценности и второстепенную значимость в этой жизни.

В воспитательном процессе, наказание ребенка не должно сопровождаться коммерческой заинтересованностью, вроде «когда заслужишь, тогда получишь». Это плохая практика, которая в будущем приведет к торгу между ребенком и родителями и требованием вознаграждения за хорошее поведение.

Необходимо всегда помнить, что наказывая ребенка важно объяснять, почему он наказан, что плохого в его действиях, к чему это может привести, и как можно было поступить иначе. Это необходимо, чтобы в будущем он мог осознанно выработать стереотип поведения в той или иной ситуации.