Вы здесь:

Причины трудного поведения детей

Причины трудного поведения детей
Вводный текст: 

Одна из самых частых причин обращения родителей к психологу – так называемое трудное поведение ребенка. У дошкольников под таким поведением взрослые подразумевают то, что ребенок дерется, капризничает, обзывается, не слушается, устраивает истерики дома и, что самое неудобное, в общественных местах, не хочет выполнять задания и т.п. У подростков под трудным поведением подразумевают упрямость, прогулы в школе, непослушание, появление плохих привычек и проч. Конечно, родителям горько от такого поведения своих любимых чад. Но еще хуже – самим детям.

То, что ребенок делает – это лишь небольшое отражение того, что происходит у него внутри. И если он плохо себя ведет, прежде чем расстраиваться и наказывать, нужно задуматься - почему так происходит? В чем причины трудного поведения ребенка?

Психологи считают, что есть четыре основные причины, по которым ребенок начинает вести себя плохо. И первая из этих причин – попытка привлечь к себе внимание. По сути, для ребенка не важно, плохим это внимание будет или хорошим. Главное, его заметят. И, конечно, добиться отрицательного внимания оказывается куда проще. Ведь в большинстве случаев воспитание строится на критике, а не на одобрении. И ребенок хорошо усваивает это.

Чтобы справиться с трудным поведением ребенка, причина которого в привлечении внимания, нужно:

- понять, что главная потребность ребенка – время, которое он хочет провести вместе со взрослыми, и это время ему нужно давать до того, как ребенок начнет бунтовать,
- стараться хвалить ребенка, но не абстрактно, а за реальные (пусть и незначительные поступки), ведь по психологическим подсчетам для оптимального развития ребенка похвалы в его жизни должно быть в четыре раза больше, чем критики (следовательно, один раз поругав, нужно потом четыре раза за что-то похвалить),
- если без критики и неодобрения не обойтись, нужно осуждать поступок, а не ребенка, то есть не следует говорить: «Ты – плохой», лучше «Так поступать плохо»,
- завести определенную семейную традицию, благодаря которой ребенок будет получать «порцию» внимания, например, обязательное чтение книжки перед сном, часовая прогулка каждый выходной по парку. Это может быть что угодно, главное, чтобы ребенок понимал, что это время – только для него.

Следующая причина трудного поведения – избегание неудач. Ребенок может отказываться выполнять задания, ходить в школу и вообще в глобальном смысле слова «слушаться», а в основе этого будет страх ошибиться, потерпеть неудачу. Такой страх присущ детям с заниженной самооценкой.

И в данном случае крайне важно развивать успешность ребенка. Нужно привлекать его к тем видам деятельности, которые ему нравятся. Когда он что-то выполняет и показывает, не нужно завышенно восторгаться его успехами, но важно проявить заинтересованность и спросить: «Тебе нравится?»

В доме нужно создать атмосферу Карлсона а ля «Пустяки, дело-то житейское». Если совершена какая-то ошибка, нужно искать положительное решение. Причем хорошо, если это будет касаться не только ребенка, но и всех семейных дел. Тогда ребенку будет проще перенять оптимизм, он начнет воспринимать философию позитивного мышления как нечто само собой разумеющееся.

Еще одна причина трудного поведения – борьба за власть. Если ребенок упрямится, своевольничает, все делает наперекор, значит, его поведение сигнализирует о том, что он нуждается в самостоятельности и самоуважении. Такое поведение часто вырастает при давлении со стороны родителей, приказов, ограничений, жестких рамок.

В противовес авторитарному стилю воспитания нужно избрать стиль сотрудничества. Родителям придется научиться давать ребенку право выбора, а не приказывать. Для начала нужно решить, что чадо может делать всегда самостоятельно, что стоит делать вместе с родителями, а что пока можно делать только с разрешения старших. Постепенно «совместные» дела можно переносить в статус самостоятельных. Для наглядности можно даже нарисовать с ребенком таблицу из трех соответствующих столбиков.

Последняя причина трудного поведения детей – месть. Такой мотив возникает у ребенка тогда, когда с ним на протяжении долгого времени плохо поступали. Обиды и боль копились и в итоге вылились в мысль: «Раз вы мне причинили боль, теперь я вам причиню боль». Чтобы исправить такое поведение (обычно присущее трудным подросткам), нужно пытаться заново строить отношения, восстанавливать эмоциональную связь с ребенком. Нередко без помощи психолога тут не обойтись.